Проект «Сопровождение»
С 1 апреля 2013 года стартовал в пилотном режиме (пока все сопровождающие набраны). Но по окончании пилотного запуска мы планируем расширяться. Любому подростку хочется найти старшего друга, который поддержит и подскажет в трудной ситуации, поделится своим жизненным опытом, расскажет интересные истории и случаи из жизни, с которым можно поговорить на любые темы и просто сделать что-то вместе. У ребят из детских домов и интернатов теперь тоже появится свой наставник, с которым они смогут постоянно общаться, встречаться и делиться радостями и переживаниями.
Как помочь: стать наставником, финансово поддержать проект.
[spoiler show=»Подробнее о проекте» hide=»Подробнее о проекте»]Концепция проекта
Выпускники детских домов в силу своего предыдущего жизненного опыта имеют своеобразное понятие социальных отношений.
Во-первых, уклад жизни в условиях детского дома не развивает у ребенка взрослой позиции. Выпускники детских домов и интернатов не могут самостоятельно уйти от детской позиции. Отсюда — потребительское отношение к окружающему миру, неразвитое умение брать ответственность за свои действия и отсутствие понимания их последствий.
Во-вторых, жизнь в детском доме подчинена определенному распорядку, ограничивающему ребенка в принятии решений о собственных действиях. В результате он не умеет принимать самостоятельных решений, делать выбор. В детском доме у ребят нет необходимости планировать свой день. Поэтому покинув детский дом, они не представляют, что будут делать через неделю, месяц, год своей самостоятельной жизни. У них отсутствует картина собственного будущего.
В-третьих, у выпускников детских домов недостаточно развиты необходимые социальные навыки, нужные для самостоятельной жизни. Ребята находятся в рамках определенной социальной модели детского дома, которая слишком далека от реальной жизни. У них нет необходимости обустраивать быт, организовывать свободное время, а научиться распоряжаться деньгами вообще нет никакой возможности.
Ко времени выпуска из детского дома у ребят возникает вопрос о выборе профессии. Многим выпускникам детских домов трудно определиться с планами на будущее, в том числе и профессиональными, у них мало информации об актуальных предложениях на рынке труда. У выпускников также отсутствует информация о своих правах, льготах, возможностях, они не понимают, как взаимодействовать с социальными структурами. Во многом именно поэтому воспитанники детских домов отличаются низкой социальной активностью.
Одна из причин этих проблем – отсутствие в жизни воспитанника детского дома наставника, который бы общался с ним, помогал решать проблемы, мог дать совет в сложной ситуации, поддержать. В случае семейных детей все это делают родители. Так возникла идея создать проект по сопровождению будущих выпускников детских домов.
Целевая аудитория: учащиеся выпускных и предвыпускных классов, находящиеся в детских домах и интернатах, а также их выпускники.
Цели и задачи проекта
Цель: содействие успешной социальной адаптации и самореализации будущих выпускников детского дома; психологическая поддержка воспитанников в период их пребывания в детском доме и после выхода из него (выпускников в первые три года самостоятельной жизни) с помощью установления партнёрских отношений со своими наставниками – сопровождающими.
Задачи
1. Оказывать психологическую поддержку воспитанникам детских домов.
2. Постепенно воспитывать у них взрослую позицию (умение брать ответственность за свои действия и понимать их последствия).
3. Развивать у ребят навыки планирования личной жизни и карьеры.
4. Формировать у них реальные представления о существующих профессиях, перспективах профессионального роста, возможностях выбора профессии, а также вырабатывать умение адекватно оценивать свои способности к выбранной профессии.
5. Помогать в разрешении проблем (личных, психологических, трудностей с учебой, сложностей с самоопределением и выбором ориентиров на будущее) и различных конфликтных ситуаций.
Деятельность в рамках проекта
— Индивидуальные психологические консультации для воспитанников детских домов.
— Ежемесячные посещения сопровождающими своих подопечных.
— Выездные реабилитационные и адаптационные программы непосредственно в детских домах.
— Групповые психологические тренинги личностного роста для воспитанников детских домов.
— Профориентационные консультации и тренинги для воспитанников детских домов.
— Выезды ребят на рабочие места для знакомства с разными профессиями в деле.
— Семинары по дополнительному образованию для воспитанников детских домов.
Ожидаемые результаты для детей-участников проекта
— Развитие взрослой позиции, принятие ответственности за свои действия и понимание их естественных последствий.
— Умение принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор.
— Умение планировать свою личную жизнь и карьеру.
— Профессиональное самоопределение. Многие воспитанники захотят продолжить образование по выбранной в ходе проекта специальности.
— Адекватная самооценка, уверенность в себе, целеустремлённость, активная жизненная позиция.
— Овладение важными социальными навыками: умением принимать решения, коммуникативными навыками, стрессоустойчивостью, стратегией конструктивного разрешения конфликтов и другими.
Задачи сопровождающего
— На время пребывания своего подопечного в детском доме:
+ наладить психологический контакт с ребенком;
+ оказывать ему психологическую поддержку;
+ способствовать социализации воспитанника;
+ расширять его кругозор и обсуждать возможные решения возникающих у ребенка проблем, опираясь на свой жизненный опыт.
— После его выхода из детского дома (дополнительно):
оказывать помощь и поддержку в разрешении сложных жизненных вопросов, связанных с жильём, работой, деньгами, безопасностью, личными отношениями.
Требования к сопровождающему
1. Возраст — старше 18 лет.
2. Отсутствие алкогольной и наркотической зависимостей.
3. Участие как минимум в еще одном проекте или программе организации длительностью не менее пяти дней.
4. Успешное прохождение программы подготовки сопровождающего.