Проект «Каникулы не в детском доме»

Проект «Каникулы не в детском доме»

Включает каникулярные программы разного формата: мы не только вывозим ребят в другие города и даже страны (в формате походов, лагерей, квестов), но и устраиваем необычные развивающие программы в самих детских домах во время каникул. Выездные каникулярные программы для ребят – возможность не просто отдохнуть в каникулы, а увидеть что-то, чего они еще никогда не видели, получить новый опыт, совершить собственное путешествие и испытать личное, незабываемое приключение. Особенность наших выездных программ – большое количество мастер-классов и психологических семинаров, направленных на развитие коммуникабельности, самостоятельности и ответственности ребят. В программах участвуют не только воспитанники детских домов, но и дети из многодетных и малоимущих семей, что расширяет круг общения участников. А ребята всегда так рады общаться!

Как помочь: участвовать в выездных программах в качестве волонтера или оплатить расходы программ (транспорт, жилье, питание, экскурсии для ребят).

В этом году уже состоялись две выездные программы – зимняя «Мастерская желаний» и весенняя «Я в новом городе».

В 2012 году мы провели зимний детский лагерь «Школа Дедов Морозов и Снегурочек» (2-9 января)летнюю выездную программу «Зазеркалье» (20 июня-4 июля)летнюю программу «Исторический квест по замкам Тюрингии» (Германия, 6-17 августа, по приглашению и в партнерстве с Университетом Bauhaus в Веймаре и Городским Советом Веймара при личном покровительстве Обербургомистра Веймара) и осенний проект «Киношка» в Покрове.

[spoiler show=»Подробнее о проекте» hide=»Подробнее о проекте»]

Концепция проекта

Реальность детского дома воспитывает в детях определенные поведенческие модели, которые оказываются не применимыми за его пределами. Многие выпускники детских домов испытывают большие трудности при адаптации в других социальных системах – школе, семье, рабочем коллективе. Ребята не могут познакомиться и освоить альтернативные модели поведения в условия детского дома. Выездные программы позволяют на относительно продолжительное время (каникулы) переместить ребят в другую среду и целенаправленно работать над развитием качеств и навыков, которые им пригодятся для жизни после детского дома.

Выездные каникулярные программы для ребят – возможность не просто отдохнуть в каникулы, а увидеть что-то, чего они еще никогда не видели, получить новый опыт, совершить собственное путешествие и испытать личное, незабываемое приключение. Особенность наших выездных программ – большое количество мастер-классов и психологических семинаров, направленных на развитие коммуникабельности, самостоятельности и ответственности ребят. В программах участвуют не только воспитанники детских домов, но и дети из многодетных и малоимущих семей, что расширяет круг общения всех участников.

Особенности организации выездных программ

+ Создание модели общества. Каждый участник может почувствовать себя частью социальной структуры с общими правилами, множеством целей и ценностей, разностью интересов, сил и ресурсов и выбрать свою нишу, соответствующую индивидуальным особенностям. Именно поэтому мы стремимся бóльшую часть программы проводить в разновозрастной группе, что позволяет каждому участнику найти в ней свое место и при этом избежать отрядной организации и ее минусов.
+ Единство правил. Правила едины для всех участников программы. Их не много и они построены на ключевых ценностях. Инструкторы объясняют смысл того или иного правила и последствия его невыполнение, а ребята имеют возможность влиять на систему правил. Мы ставим задачу научить ребят адаптироваться к различным системам правил.
+ «Камерный», «семейный» характер программ. Достигается за счет ограничения количества участников до 40-50 человек. На наш взгляд, именно такое количество участников позволяет создать разнообразие мнений, взглядов, характеров и положительно влияет на динамику всей группы. С другой стороны, именно ограничение до 50 человек делает управление и совместное решение общих вопросов более мобильными, а также дает возможность учитывать мнение каждого участника.
+ Смешанный состав участников. В программе одной смены участвуют дети из разных детских домов, семейные дети, дети из малообеспеченных и неполных семей. Также возможно участие детей-инвалидов. Максимально расширяя социальный состав участников, мы стараемся избежать разделенности между детьми, оказавшимися в разных сложных жизненных ситуациях. Это положительно влияет на развитие у ребят коммуникативных навыков, осознанности и толерантности.
+ Индивидуальный подход. За каждым инструктором закрепляется некоторое количество ребят (например, 1 инструктор на 5 участников), они ведут индивидуальные карты на каждого участника, периодически обсуждают текущие вопросы с каждым участником отдельно. Мы хотим создать круг интересов для каждого ребенка в соответствии с его желаниями и работать в нем в течение программы. А по ее окончании дать обратную связь в виде результатов и рекомендаций педагогам детских домов или интернатов.
+ Долгосрочность и системность. Мы работаем с одними и теми же детьми на протяжении длительного времени, обеспечивая их равномерное участие в различных мероприятиях. Совместно с администрацией детского дома или интерната мы отслеживаем изменения и подбираем оптимальный для каждого конкретного участника подход. Все выездные программы входят в единый комплекс проектов сопровождения воспитанников детских домов.
+ Специальная подготовка инструкторов. Все инструктора, работающие в программе, проходят специальную подготовку в виде двух месячных курсов: Курс первой медицинской помощи – 25 часов, Психолог – педагогические навыки инструктора – 25 часов, Функциональные обязанности инструктора – 12 часов, Обеспечение безопасности в детском лагере – 12 часов, Организация и проведение времени с детьми – 18 часов. После таких курсов следует стажировка в течение 2-3 выездных программ.