ПРОЕКТ «ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ»

Мы занимаемся обучением воспитанников региональных детских домов и интернатов онлайн: помогаем им овладеть школьной программой, готовим к экзаменам и продолжению образования после школы с помощью интернет-уроков с профессиональными педагогами из Москвы, Петербурга и других районов России. Привлекая детей к образованию, мы прививаем и развиваем в них навыки и умения, которые помогают им адаптироваться к взрослой жизни после выпуска из детского дома или интерната. В отдаленных детских домах в регионах зачастую нет возможности привлечь квалифицированных специалистов и применять методики, которые позволят ребятам иметь такой же уровень развития и образования, как у детей из крупных городов. Интернет делает различия в качестве образования между регионами и центром несущественными – уровень онлайн-обучения может быть точно таким же, как в лучших школах мегаполисов. В каждом детском доме/интернате проект проходит в три основные этапа: -сначала мы проводим скоростной интернет; — потом оборудуем интернет-класс с постоянным доступом во всемирную сеть; — отбираем учеников, составляем программу занятий и начинаем онлайн-обучение с репетиторами по необходимым детям предметам на регулярной основе.

Как помочь: стать преподавателем (каждый преподаватель у нас получает гонорар за свою работу), помочь оборудованием (компьютерами, веб-камерами, наушниками, принтерами), оплатить занятия ребят, подключение интернета в детский дом (в том числе и ежемесячную абонентскую плату), оборудование для интернет-класса.

[spoiler show=»Подробнее о проекте» hide=»Подробнее о проекте»]

Концепция проекта

После детского дома или интерната ребятам очень сложно начать самостоятельную жизнь и адаптироваться к новым обстоятельствам. Одна из главных причин таких трудностей – отсутствие полноценного образования, соответствующего возрасту и возможностям ребят. Даже если воспитанник детского дома или интерната определился со своими планами на будущее и выбрал профессию по душе, к которой у него есть способности, он не сможет ее получить, потому что не имеет достаточного образования и не приобрел даже первоначальных профессиональных навыков. Отсутствие у выпускника документа об образовании – формальное, но часто совершенно непреодолимое препятствие для социальной адаптации.

Проблема отсутствия как формального, так и фактического образования существует и для детей из неблагополучных семей, а также детей с ограниченными физическими возможностями.

Положительный опыт решения проблемы

Мы стараемся организовывать сбалансированный образовательный процесс, который имеет многоуровневое значение и способствует разностороннему развитию ребенка. В такой образовательный процесс входят:

1. Прежде всего, собственно образование – получение знаний – организация мыслительного процесса, развитие мотивации к труду и изучению нового.
2. Во-вторых, постановка целей и планирование их реализации, нахождение стержня жизни.
3. В-третьих, выработка первостепенных социальных навыков – дисциплины и ответственности.
4. В-четвертых, общение с взрослыми, интеллектуально развитыми людьми, чего так не хватает в детских домах.
5. Наконец, получение официального аттестата, открывающего путь к продолжению образования и личного роста.

Задачи проекта

Основная задача проекта «Онлайн-образование» – организация образовательной деятельности онлайн с выпускниками и воспитанниками детских домов и интернатов в регионах. Как решается эта задача? Сначала создается региональный «интернет-узел» в детском доме или интернате, воспитанники которого хотят получить полноценное образование, имеют возможность учиться по общеобразовательной программе через интернет и периодически собираться для неформального общения. Такие узлы могут создаваться в сотрудничестве с существующими в регионе общественными организациями, занимающимися проблемами выпускников детских домов и интернатов, а также государственными образовательными и социальными учреждениями, например интернатами и профессиональными училищами, заинтересованными в повышении уровня образования своих воспитанников.

Глобальная задача проекта – создание единого образовательного интернет-центра РОСТ, который будет заниматься отбором и обучением репетиторов, организацией и контролем процесса обучения – то есть действовать как единый методический и ресурсный центр онлайн-обучения детей-сирот в регионах.

Концептуальный подход

Основа подхода проекта к образованию – сочетание традиционных и дистанционных форм обучения. Получает оптимальная комбинация – онлайн-обучение в реальном времени. В отличие от классического дистанционного интернет-образования, когда занятия проводятся по мере выполнения учеником самостоятельных заданий, уроки в рамках Проекта «Онлайн-образование» максимально приближены к очному обучению:

— репетитор и ученик обязательно должны видеть друг друга («глаза в глаза») онлайн;

— занятия проводятся по расписанию (как при традиционной работе с репетиторами, что привычно для ребенка). Расписание заранее согласовывается с учениками и преподавателями и может быть гибким.

Мы называем такой подход онлайн-репетиторством. Его главное преимущество – процесс обучения, максимально приближенный к традиционному, можно организовать в домашних условиях. Ученик может совмещать работу с учебой, сокращается время на транспорт, что актуально и в регионах, и в Москве, а также в других крупных городах России.

В проекте «Онлайн-образование» используются интернет-ресурсы, позволяющие общаться в реальном времени и при этом доносить визуальную информацию. Для аудиовизуального общения – Skype, Google+, Google Talk; для графической и текстовой информации – Google Docs, который позволяют учителю и ученику работать в едином интерактивном пространстве в реальном времени.

Все эти программы позволяют проводить занятие одновременно с несколькими учениками. Но, как показывает опыт, оптимальное количество учеников на уроке – 3-4 человека. При этом ученики могут не находиться физически в одном месте, а просто у компьютера с доступом в интернет.

Плюсы онлайн-репетиторства

—   Снижение временных затрат и устранение транспортных барьеров.
—   Удобные условия для занятий и для учителя, и для учеников (можно работать непосредственно из дома).
—   Возможность продолжить обучение при физической невозможности посещения традиционных занятий в образовательном учреждении.
—   Материалы (объяснения, задания, примеры), подготовленные преподавателем однажды, могут использоваться многократно в разных классах и в разное время.
—  Объясненный материал остается у ученика, он может самостоятельно просматривать его сколько угодно раз.
—  Совместная работа учителя и ученика в одном поле делает самостоятельную работу ученика после разрыва соединения (по сути, домашнюю работу) органическим продолжением урока.
—  Возможность использования громадных ресурсов интернета для иллюстративных и других учебных материалов.

Критерии отбора детских домов и интернатов для включения в проект

1. Наличие учеников, способных заинтересоваться дополнительными занятиями и участвовать в процессе обучения на регулярной основе.

2. Возможность подключение детского дома или интерната к широкополосному интернету.

3. Наличие помещения для организации интернет-класса с возможностью выхода в интернет.

4. Наличие куратора, поддерживающего реализацию Проекта непосредственно в детском доме или интернате, или возможность его найти.

Критерии успешности проекта

Количественные:

— количество привлеченных к проекту учащихся (в целом также количество охваченных регионов);
— повышение уровня успеваемости участников проекта – как в рамках самого проекта, так и в основных учебных заведениях, в которых они занимаются. Критерий успеваемости не полностью формален: иногда получение первой за долгое время тройки для одного ученика считается бóльшим прогрессом, чем повышение средней оценки с «4» до «5» для другого;
— количество учащихся, достигших планируемого уровня знаний (освоение программы соответствующего класса, сдача экзаменов, сдача ЕГЭ);
— количество учащихся, получивших соответствующие аттестаты;
— количество учащихся, поступивших в ВУЗы и колледжи.

Кроме количественных критериев существуют и качественные – положительные изменения в поведении и отношении к дисциплине у ребят, развитие их характера, уверенности в себе, мотивации и т.д. Качественные критерии определяются вместе с кураторами и сотрудниками учебных заведений, включенных в проект.

Процесс создания новой точки на карте РОСТа